Дебют на подмостках

Я – смешной человек.

Они называют меня теперь сумасшедшим.

Ф.М. Достоевский

 

Дебют на подмостках30-го июня 2014 года в Ростове-на-Дону состоялась премьера спектакля «Сон смешного человека» по одноименному рассказу Федора Михайловича Достоевского. Для шестерых молодых девушек и ребят, в числе которых отметился и ваш покорный слуга, он стал выпускной работой, завершающей 9-месячный курс актерского мастерства. Ведь в сентябре 2013-го мы, робкие и зажатые, пришли в частный театр «Человек в кубе». Пришли с надеждой и тайным желанием понять, да что уж, хотя бы просто прикоснуться к театру изнутри, почувствовать вибрации между актером и зрителем, попытаться понять себя, ощутить в пространстве, узнать, что у человека существуют лицо, шея, рот, язык, уши, руки, ноги – и что всем этим богатством, данным нам природой, можно и должно управлять в совершенстве.

Занимались мы под руководством актрисы театра Валерии Василенко. Она несла основное бремя по созданию из нас людей. Хотя приложили свои руки, конечно, все, кто был там в ту пору: и Анна Кривонос, и Мария Клочкова, и Наталья Воробьева, и Антон Серов, и Екатерина Лукина. Завершающий же этап учебы – создание и постановка спектакля – был полностью в юрисдикции режиссера «Человека в кубе» Катерины Рындиной. Специально с такой скрупулёзностью перечисляю этих ребят – хочу поблагодарить их за все: ведь у каждого из них есть чему научиться! Моим коллегам – девчонкам, с которыми мы были на сцене в тот волшебный летний вечер – также отдельный привет и слова благодарности. Ксения Василенко, Диана Климова, Евгения Богменко, Виктория Карпова, Анна Чернавина — каждая из этих красоток достойна любви, тепла, обожания!

Сон смешного человека

На мой взгляд, спектакль получился весьма интересным. Да, я в нем принимал непосредственное участие. Но с удовольствием, если вдруг представилась бы такая  возможность, посмотрел бы его со зрительного места. В некоторые моменты, во время завершающих репетиций, я даже мечтал об этом – настолько яркие и интригующие кадры вставали пред моим взором.

Наш «Сон смешного человека» получился совершенно неклассическим, сюрреалистическим, не вписывающимся в рамки среднестатистического обывателя. Да я и знал, что он таким будет: я видел до этого работы театра «Человек в кубе», и четко осознавал, что ждет нас. Хотя и не думал, что мы зайдем настолько далеко…

Сон смешного человека-2Главным для себя я считаю то, что во время спектакля произошел тот энергетический контакт между зрителем и актером, который позволяет рождаться волшебству. Это специфическое обоюдное состояние, завораживающее своей непосредственностью. В него хочется входить вновь и вновь. Ради этого, на мой взгляд, выходят на сцену актеры и проходят в театр зрители. Была энергетика! И мы ее чувствовали. Ведь одно дело репетировать постановку в узком кругу, и совсем другое – показывать ее на сцене! Могу точно сказать, что каждый из нас – из актеров – получал колоссальное удовольствие, представляя сие творение на суд зрителей. И надеюсь, что людям тоже понравилось. Да, у нас, как у актеров, полно проблем с речью, с дикцией, с дыханием, с движениями. Но чего у нас не отнять, так это желания! И зритель это почувствовал…

Энергетику тяжело почувствовать, смотря спектакль в записи. Все-таки театр потому и имеет свою притягательность, что действо в нем происходит «здесь и сейчас», создавая между актером и зрителем единое энергоинформационное поле. Однако, судить об этом вам, тем более что такая возможность представится – я в скором времени выложу часть записи спектакля «Сон смешного человека».

Сон смешного человекаВообще, должен признаться, что сама литературная основа спектакля мне очень нравилась. Я до этого, к своему стыду, ничего из Достоевского не читал. В школьные годы «Преступление и наказание» (когда я осилил страниц 10 рассказа) – не в счет.  И вот, Федор Михайлович в лице рассказа «Сон смешного человека» предстал передо мной «без купюр». Первой фразой, которая слетела с уст моих после прочтения, была: «А Достоевский – тот еще эзотерик!» И действительно, если разобрать данное произведение, то в нем легко обнаружится сакральный, тайный смысл. Ведь эзотерический — это тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Хотя какой еще скрытый – все в этом рассказе лежит на поверхности. Только сумей взять! Да, Федор Михайлович молодец: современные эзотерики пишут тома ради объяснения того, что русскому классику удалось сделать в 11 листах формата А4, да еще и в художественной форме! Браво!

О чем же рассказ? Не буду сильно распространяться: предлагаю вам взять самим и прочитать. Отмечу лишь, что на страницах данного произведения Достоевский сумел в сжатой форме показать, как могут разные люди, народы и цивилизации существовать в мире и гармонии друг с другом и с природой, породившей их. Подобные умозаключения высказывал почитаемый мною профессор Валерий Синельников, которому для изложения своих мыслей пришлось написать с десяток книг.

Сон смешного человекаВ рассказе «Сон смешного человека» главный герой сумел познать Истину, которую просто не мог далее держать в себе – он должен был делиться ею с окружающими. Он обязан был проповедовать! И пусть это прозвучит нескромно, но что-то в этом напоминает мне и мой путь. Тем приятнее, что в одной из сцен нашего июньского спектакля я сыграл роль Истины – «Истины в золотом»! Во всяком случае, как бы там ни было на самом деле, я считал, что играю Истину…

Пройдя этот путь, дойдя до текущего момента, жизнь моя изменилась. Я стал другим. Не знаю, не понимаю того, как все это произошло. Но теперь я другой. И слова Достоевского, приведенные эпиграфом к данной статье, можно отнести и ко мне. Ведь для кого-то я теперь смешной, а для кого-то – даже сумасшедший. Но это нормально. Это правильно. Ведь у каждого свой путь…

Тогда, в далеком-близком 2013-м мы ничего не знали. Не знали, что будет с нами, что мы будем делать на занятиях в театре. Мы прошли долгий интересный путь. Все было в нем: и слезы, и сопли, и радость, и волшебство, и доброта, и гнев, и злость, и любовь. Спасибо всем, кто имеет отношение к описываемым выше событиям!

Сон смешного человека

Мы искренне хотели понять себя… Все закончилось, но все только начинается!

 А. Зюзгинов  

 

 P.S. Я благодарю за советы и за любезно предоставленные фотографии Екатерину Серебрякову и Софию Коломийцеву.

Частный театр «Человек в кубе» можно найти в интернете: http://teatr3.ru/

 

 

Дебют на подмостках: 8 комментариев

  • 28 июля 2014 в 6:06
    Permalink

    От очевидца.
    Как человек, далекий от театра, шла на спектакль в основном с целью моральной поддержки Саши и первое время была немного растеряна, пытаясь логически объяснять происходящее на сцене. Но уже к середине постановки отключила ту самую логику и прониклась происходящим на сцене. Слово, которое напрашивается — атмосферно. Именно так хочется описать спектакль. Глядя на ребят, тяжело поверить было, что они меньше года назад были совсем «зелеными» новичками. Движения, речь, мимика, настолько все прочувствовано ими, остаться равнодушным было невозможно. Рада, что побывала свидетелем результата огромного труда актеров и их наставников.
    И что еще заставило бы меня на следующий день прочитать «Сон смешного человека»)
    Спасибо за приглашение, спасибо за игру, спасибо за атмосферу и настроение!!!

    Ответ
  • 28 июля 2014 в 9:36
    Permalink

    Талантливые и сильные люди, спасибо вам за этот год! Наблюдать за вашим развитием — это счастье. Очень люблю!!)

    Ответ
  • 28 июля 2014 в 11:01
    Permalink

    Я рада, что такие большие изменения произошли со всеми ребятами и с тобой в том числе))говорю это не только как режиссер, но и как человек)мы с вами попытались проникнуть в сновидения человека, а так же втянуть туда и зрителя, и, мне кажется, у нас это получилось) могу лишь добавить, что самое главное в жизни — это гармония Ф.М. об этом и писал)

    всем гармонии)

    Ответ
  • 28 июля 2014 в 15:23
    Permalink

    Я, как зритель сегодня, а в прошлом участница актерского кружка, была потрясена игрой актеров. Спектакль очень тяжелый, однако актеры сыграли просто блестяще! Они настолько вжились в роль, что я, честно говоря, очень испугалась, когда Саша заговорил вдруг женским голосом! Долго и пристально на него смотрела и думала: «Как, как, как он смог сделать еще и это??!!!!??!!» Однако, по прошествии какого-то времени, все-таки рассмотрела, что говорит не он, а девочка сзади)
    Эмоции актеров были очень искренними, внутренняя работа проведена колоссальная. Они настолько чувствовали друг друга на сцене, что я, зритель, не увидела ни одной помарки) Спектакль, еще раз, с большим удовольствием, повторю, поставлен и сыгран просто на высочайшем уровне. И за это спасибо их педагогам!!!
    Ну и, конечно, не могу не отметить и Сашин взгляд в спектакле) Такими большими, яркими и выразительными были его глаза только после возвращения с Тибета, когда для него, можно сказать, открылся новый интересный мир и новый Саша) Так и во время спектакля, мне кажется, он открыл для себя еще новую частицу себя! Желаю дальнейших успехов на пути самосовершенствования, личностного роста и покорения новых горизонтов, как внешних, так и внутренних!
    Искренне, большая поклонница театра)

    Ответ
  • 28 июля 2014 в 18:43
    Permalink

    Хочу поделиться своим впечатлением от просмотренного спектакля. Приглашена я была нашей общей подругой. Когда шла на «Сон смешного человека» не знала что ожидать, с произведением была не знакома. Как только спектакль начался, сразу почувствовала и увидела что-то фантастическое, мистическое. Полумрак в зале, речь главного героя (Александра) пробирала до глубины души… танцы девчёнок завораживали…сцена с заряженным револьвером не могла не держать в напряжении … Все это в совокупности давало полное ощущение, что я пришла на игру настоящих актеров. Собственно ребята и стали Актерами, не побоюсь этого слова, это увидели все! Ребята круто выступили, сыграли, показали себя, раскрылись с другой стороны!Было очень приятно видеть как рукоплескал зал, зрители дарили цветы, особенно когда понимаешь, что играет твой приятель! Александр, желаю тебе творческих успехов! И жду приглашений на следующий театральный сезон!))))

    Ответ
  • 29 июля 2014 в 9:04
    Permalink

    О спектакле узнал за пару дней, и пришел с целью узнать, так что же такое «человек в кубе». И если нужно охарактеризовать тот вечер тремя словами, то этими словами стали бы: атмосфера, энергетика и глубина.
    Честно говоря, я никого там не знал, не знал чего ожидать… Но в результате, я был доволен)
    С самого начале мне не слишком давалось понять происходящее на сцене, и в голове были мысли вроде: «да, наверное театр не мое». Но уже через 10 минут, я улыбался как дурак (такая улыбка, когда идешь по делам и вдруг вспоминаешь какую-нибудь смешную историю из своей жизни). Так вот, я смеялся со всем залом, и мне показалось что я хорошо знаю выступающих на сцене ребят) Атмосфера непринужденности — в том плане, что ни один зритель (как это часто бывает) не пронзал молодых актеров взглядом оценки, это скорее были взгляды наполненные добродушием и любовью в хорошем смысле. И вот зал реагирует одинаково: смех, удивление, осмысление происходящего (сопровождаемое такой тишиной, что кажется — нет зрителей, нет актеров, а есть смешной человек, который рассказывает о своей жизни).
    По окончанию спектакля, началось обсуждение, напоминающее больше обсуждение кино новинки среди круга друзей, где и проявилось доброе отношение аудитории, самих актеров рассказывающих как это было для них самих.
    И еще, я прочел «Сон смешного человека», мне понравилось. Для себя из всего этого небольшого приключения вынес — будь проще и добрее.

    И спасибо вам большое за это)))

    Ответ
  • 3 августа 2014 в 16:29
    Permalink

    Саша, отличная статья 🙂 как участник событий хочу выразить благодарность всем тем, кто пришел нас поддержать и просто посмотреть:) от зала чувствовалась большая энергетика, которая очень помогала всем нам. Часто думаю о нашем спектакле и очень скучаю по тем эмоциям, обстановке, атмосфере…. Это все настолько было здорово, что невозможно даже описать свое состояние после спектакля. Радость, счастье, прилив энергии, эйфория- вот только несколько слов, которые можно вспомнить. Спектакль получился отличный и хотелось бы еще раз его сыграть. Так же хочу сказать огромное спасибо Валерии Василенко и всему составу «Человек в кубе». То, что вы нам дали — бесценно. Этот год был вошебным:)

    Ответ
  • 5 сентября 2014 в 7:05
    Permalink

    Я был удивлен. Глядя на происходящее на сцене, мне хотелось подскочить к Саше и завопить «Кто ты? И что ты сделал с моим другом?» — настолько непохожим для меня на себя обычного он был. Наверное, это и есть главный результат работы актера — быть узнанным, но не узнаваемым.

    А эта энергетика?! Она цепляла с первой минуты спектакля, и не отпускала до самого конца. Я не знаю, откуда ребята черпали заряд для этой постановки, но я, черт возьми, тоже хочу иметь доступ к этому источнику!

    Всегда здорово наблюдать когда люди раскрываются с новой, интересной и для себя и для окружающих, стороны. И когда это происходит, ты задаешься вопросом «А что, может быть и я так могу?».

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *